Lesha
07.08.2007, 20:12
Вазовская «девятка» стала четвертым автомобилем гольф-класса в новой серии краш-тестов Авторевю. Мы уже знаем, как ведут себя при фронтальном смещенном ударе на скорости 64 км/ч Иж-2126 Ода, ВАЗ-2110, Daewoo Nexia...
Теперь момент истины наступил для «девятки». Конечно, мы уже испытывали ВАЗ-2109 по старым правилам пять лет назад (см. АР № 6, 1997). Но теперь правила изменились. Кроме того, эта «девятка» собрана не в Тольятти, а в Сызрани, на заводе РосЛада. А все мы помним, насколько отличались результаты краш-тестов малышек ВАЗ-1111 Ока из Серпухова и из Набережных Челнов...
По дороге на полигон жизнь напомнила нам о том, что реальные «краш-тесты» происходят внезапно и никто от них не застрахован — прямо перед нами на заснеженном Дмитровском шоссе столкнулись ВАЗ-2109 и Daewoo Matiz. Все очень похоже на наш краш-тест: лобовой удар со смещением. У Daewoo передок всмятку, но салон цел — водитель был пристегнут и теперь жаловался на боль в груди от ремня. А водителя «девятки» на месте аварии не было — увезли на «скорой» с травмой ноги, которую зажало в складках смятого пола.
Злая ирония судьбы заключалась в том, что это был наш Matiz, и попал он в аварию по дороге... в лабораторию пассивной безопасности Дмитровского полигона! Мы приобрели эту машинку для очередного краш-теста и этим утром решили перегнать ее в Дмитров для подготовки к следующему удару. Но вместо этого автомобильчик послужил «деформируемым барьером» для совершенно посторонней «девятки»...
Про Daewoo Matiz мы еще расскажем: редакции Авторевю пришлось купить еще один такой же автомобиль, и краш-тест мы все-таки проведем. А вот картина деформации кузова «девятки» была крайне пессимистичной. Водительская дверь сломалась, проем сложился «домиком», пол под ногами водителя — всмятку...
Странно: на краш-тесте по старым правилам (лобовой удар половиной передка в жесткий барьер на скорости 50 км/ч) ВАЗ-2109 продемонстрировал похвальную жесткость кузова. Правда, это не помогло манекену-водителю: он очень сильно ударился головой о руль. Замедление в пике достигло 135g! Это почти наверняка означает если не летальный исход, то уж точно тяжелые травмы головы.
Как проявит себя нынешняя «девятка», да еще и собранная на РосЛаде?
Разгон, удар — и первые сомнения уступают место восторгу. Кузов тестовой «девятки» выдержал! Что называется, «сохранил структурную целостность». Передок сложился, а «клетка» салона осталась невредимой. Правда, как и пять лет назад, от удара в проеме намертво заклинило водительскую дверь — она «поднырнула» под кромку задней двери. И открылась только после того, как заднюю дверь сняли с петель.
Что же послужило причиной столь высокой «несущей способности» водительской двери? Мы демонтировали панель обшивки, и все стало ясно — внутрь двери встроена мощнейшая труба, брус безопасности! Стало быть, ВАЗ ставит брусья не только на машины «десятого» семейства и на Нивы, что уже выяснилось на предыдущих краш-тестах этих машин, но и на Самары.
Впрочем, брусья безопасности были предусмотрены в конструкции автомобилей «восьмого» семейства еще с самого начала — это один из результатов доводки на Porsche. Но в дверях «девятки», которая этим утром стояла на обочине Дмитровки со смятым салоном, брусьев не было!
Очевидно, что отнюдь не все выпущенные ВАЗом Самары оснащались «безопасными» дверьми. Кроме того, наверняка в тех дверях, что идут в запчасти, брусьев безопасности тоже нет. Меж тем их наличие или отсутствие может стать при аварии решающим!
Но оказалось, что и тем, у кого «девятка» с брусьями, обольщаться не стоит. Посмотрите на график перегрузок головы манекена-водителя. Замедление в пике — 130g, на критичном для состояния головного мозга «трехмиллисекундном» уровне — 104g. Вновь, как пять лет назад, приходится констатировать: даже пристегнутому водителю в «девятке» при подобной аварии грозит очень большая опасность!
Интересно, что рулевое колесо на машинах «восьмого» семейства теперь хоть и не блещет красотой, но полностью отвечает нынешним требованиям к травмобезопасности. Смотрите: обод и ступица согнулись под давлением груди и головы манекена, смягчая удар. Но и это не помогло. Почему?
Одна из причин все-таки кроется в конструкции кузова. Да, «клетка» салона очень жесткая, и это хорошо. Но передок смялся слишком легко — он относительно «мягкий» и сработал на энергопоглощение недостаточно эффективно. Поэтому после того, как закончилась деформация передка, на кузов обрушился сильнейший удар. Манекен бросило вперед, головой он достал до обода руля, смял его... Именно этому моменту соответствует первый, небольшой пик на графике замедления головы «водителя». Но вслед за ним — второй пик, гораздо опаснее. Это голова «пробила» руль и через его обод ударилась о козырек комбинации приборов!
Ситуацию ухудшило и то, что рулевая колонка в первые мгновения удара сместилась в салон (руль ушел на 140 мм назад и на 70 мм вверх) — и увела за собой переднюю панель. Ее оторвало от кузова — хлипкие пластиковые крепления просто обломились, и так называемая «высокая» панель стала еще выше, подставляя козырек комбинации приборов под удар головы «водителя».
Есть и еще одно отягчающее обстоятельство — точки крепления ремней в машинах «восьмого» семейства расположены неоптимально. Мы уже рассказывали об этой особенности Самар пять лет назад, повторим и сейчас — при фронтальном столкновении пристегнутые люди «сползают» вниз под поясную лямку. За рубежом это явление носит название submarining effect. Когда человек «подныривает» под ремень, поясная лямка сползает вверх и способна нанести очень тяжелые и болезненные травмы. Кроме того, пока голова «поддерживается» рулем, тело «уползает» вниз — и манекен (или человек) опасно запрокидывает голову. Например, в нашем случае растягивающее усилие на «шейные позвонки» манекена более чем на треть превысило порог опасных нагрузок, а изгибающий момент оказался как раз на границе «красной» зоны. Так что травма шеи тоже очень вероятна!
Хорошо хоть, что с правым пассажиром ничего не должно случиться — конечно, если он пристегнут. Умеренная нагрузка на грудь от ремня — и все! Интересно, что «пассажир» в кивке достал головой до панели, но лишь «оцарапал» себе левый висок об угол козырька. Удар был неопасным: замедление — 45g, в три раза ниже, чем у «водителя».
Но самое интересное произошло, когда мы стали вести подсчет рейтинга безопасности при фронтальном ударе по методике EuroNCAP. Пока что рекордсмен здесь — седан Renault Symbol, который набрал 11 баллов из возможных 16. Лучшими из отечественных машин были вазовская «десятка» и Святогор — у них по 4 балла.
Сколько баллов наберет «девятка»?
Защита головы — ноль. Опасность для груди водителя велика, но умеренная нагрузка от ремня даже с учетом одного вычтенного балла пенализации за удар о руль позволяет начислить «девятке» 0,7 балла. Далее следует оценка защиты коленей и бедер. В принципе, нагрузки на них были неопасными — показания датчиков попадают в «зеленую» зону, за что полагается сразу 4 балла. Но в протоколе оценки предусмотрена пенализация за потенциально травмоопасные места под панелью, и они у «девятки» есть — один балл долой. Стало быть, за защиту коленей ВАЗ-2109 получает 3 балла. Суммируем, получаем 3,7 балла, округляем... Четыре балла!
И это при том, что за защиту голеней и ступней «девятка» не получает ничего — даже несмотря на невысокие нагрузки на «инструментальные голени» манекена. Ведь педаль сцепления смещена назад на 210 мм, а педаль тормоза — на 170 мм. А это грозит ступням травмами.
Кстати, в схожем случае с «десяткой» мы, например, вели расчет по смещению педали тормоза — тогда это позволило не лишать ВАЗ-2110 двух баллов и вывести оценку, адекватную уровню защиты. Если бы мы повторили это с «девяткой» и при оценке взяли в зачет 170 мм перемещения педали тормоза, то рейтинг и вовсе достиг бы пяти баллов!
Но делать этого мы не будем. Потому что ВАЗ-2110 по сравнению с «девяткой» все-таки безопаснее — водителю хотя бы не грозят смертельно опасные травмы головы и шеи, а седоки не «подныривают» под ремни: точки крепления расположены гораздо удачнее. Но «подныривание» методика EuroNCAP не оценивает...
Так что 4 балла для «девятки» — оценка даже несколько завышенная. Ведь хорошая защита ног в этой машине — не закономерность, а случайность: панель оторвалась от кузова и ушла вверх. Причем из-за этого в большей опасности оказалась голова водителя.
Впрочем, мы уже говорили о том, что при столь невысоких рейтингах защиты седоков при фронтальном ударе методика EuroNCAP позволяет сделать заключение лишь о том, более или менее опасен данный автомобиль при подобной аварии. И в сравнении трех машин с одинаковыми рейтингами — Святогор, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2109 — мы склонны отдать предпочтение первым двум автомобилям.
Но если сравнивать «девятку» с ижевской Одой или с вазовской «классикой», то ВАЗ-2109 с точки зрения защиты седоков однозначно предпочтительнее. Во многом, кстати, благодаря брусьям в дверях. А вот если этих труб в дверях «девятки» нет, то при серьезной аварии дело — труба...
Автор: Леонид Голованов
Взято с сайта АвтоРевю (http://www1.autoreview.ru)
Теперь момент истины наступил для «девятки». Конечно, мы уже испытывали ВАЗ-2109 по старым правилам пять лет назад (см. АР № 6, 1997). Но теперь правила изменились. Кроме того, эта «девятка» собрана не в Тольятти, а в Сызрани, на заводе РосЛада. А все мы помним, насколько отличались результаты краш-тестов малышек ВАЗ-1111 Ока из Серпухова и из Набережных Челнов...
По дороге на полигон жизнь напомнила нам о том, что реальные «краш-тесты» происходят внезапно и никто от них не застрахован — прямо перед нами на заснеженном Дмитровском шоссе столкнулись ВАЗ-2109 и Daewoo Matiz. Все очень похоже на наш краш-тест: лобовой удар со смещением. У Daewoo передок всмятку, но салон цел — водитель был пристегнут и теперь жаловался на боль в груди от ремня. А водителя «девятки» на месте аварии не было — увезли на «скорой» с травмой ноги, которую зажало в складках смятого пола.
Злая ирония судьбы заключалась в том, что это был наш Matiz, и попал он в аварию по дороге... в лабораторию пассивной безопасности Дмитровского полигона! Мы приобрели эту машинку для очередного краш-теста и этим утром решили перегнать ее в Дмитров для подготовки к следующему удару. Но вместо этого автомобильчик послужил «деформируемым барьером» для совершенно посторонней «девятки»...
Про Daewoo Matiz мы еще расскажем: редакции Авторевю пришлось купить еще один такой же автомобиль, и краш-тест мы все-таки проведем. А вот картина деформации кузова «девятки» была крайне пессимистичной. Водительская дверь сломалась, проем сложился «домиком», пол под ногами водителя — всмятку...
Странно: на краш-тесте по старым правилам (лобовой удар половиной передка в жесткий барьер на скорости 50 км/ч) ВАЗ-2109 продемонстрировал похвальную жесткость кузова. Правда, это не помогло манекену-водителю: он очень сильно ударился головой о руль. Замедление в пике достигло 135g! Это почти наверняка означает если не летальный исход, то уж точно тяжелые травмы головы.
Как проявит себя нынешняя «девятка», да еще и собранная на РосЛаде?
Разгон, удар — и первые сомнения уступают место восторгу. Кузов тестовой «девятки» выдержал! Что называется, «сохранил структурную целостность». Передок сложился, а «клетка» салона осталась невредимой. Правда, как и пять лет назад, от удара в проеме намертво заклинило водительскую дверь — она «поднырнула» под кромку задней двери. И открылась только после того, как заднюю дверь сняли с петель.
Что же послужило причиной столь высокой «несущей способности» водительской двери? Мы демонтировали панель обшивки, и все стало ясно — внутрь двери встроена мощнейшая труба, брус безопасности! Стало быть, ВАЗ ставит брусья не только на машины «десятого» семейства и на Нивы, что уже выяснилось на предыдущих краш-тестах этих машин, но и на Самары.
Впрочем, брусья безопасности были предусмотрены в конструкции автомобилей «восьмого» семейства еще с самого начала — это один из результатов доводки на Porsche. Но в дверях «девятки», которая этим утром стояла на обочине Дмитровки со смятым салоном, брусьев не было!
Очевидно, что отнюдь не все выпущенные ВАЗом Самары оснащались «безопасными» дверьми. Кроме того, наверняка в тех дверях, что идут в запчасти, брусьев безопасности тоже нет. Меж тем их наличие или отсутствие может стать при аварии решающим!
Но оказалось, что и тем, у кого «девятка» с брусьями, обольщаться не стоит. Посмотрите на график перегрузок головы манекена-водителя. Замедление в пике — 130g, на критичном для состояния головного мозга «трехмиллисекундном» уровне — 104g. Вновь, как пять лет назад, приходится констатировать: даже пристегнутому водителю в «девятке» при подобной аварии грозит очень большая опасность!
Интересно, что рулевое колесо на машинах «восьмого» семейства теперь хоть и не блещет красотой, но полностью отвечает нынешним требованиям к травмобезопасности. Смотрите: обод и ступица согнулись под давлением груди и головы манекена, смягчая удар. Но и это не помогло. Почему?
Одна из причин все-таки кроется в конструкции кузова. Да, «клетка» салона очень жесткая, и это хорошо. Но передок смялся слишком легко — он относительно «мягкий» и сработал на энергопоглощение недостаточно эффективно. Поэтому после того, как закончилась деформация передка, на кузов обрушился сильнейший удар. Манекен бросило вперед, головой он достал до обода руля, смял его... Именно этому моменту соответствует первый, небольшой пик на графике замедления головы «водителя». Но вслед за ним — второй пик, гораздо опаснее. Это голова «пробила» руль и через его обод ударилась о козырек комбинации приборов!
Ситуацию ухудшило и то, что рулевая колонка в первые мгновения удара сместилась в салон (руль ушел на 140 мм назад и на 70 мм вверх) — и увела за собой переднюю панель. Ее оторвало от кузова — хлипкие пластиковые крепления просто обломились, и так называемая «высокая» панель стала еще выше, подставляя козырек комбинации приборов под удар головы «водителя».
Есть и еще одно отягчающее обстоятельство — точки крепления ремней в машинах «восьмого» семейства расположены неоптимально. Мы уже рассказывали об этой особенности Самар пять лет назад, повторим и сейчас — при фронтальном столкновении пристегнутые люди «сползают» вниз под поясную лямку. За рубежом это явление носит название submarining effect. Когда человек «подныривает» под ремень, поясная лямка сползает вверх и способна нанести очень тяжелые и болезненные травмы. Кроме того, пока голова «поддерживается» рулем, тело «уползает» вниз — и манекен (или человек) опасно запрокидывает голову. Например, в нашем случае растягивающее усилие на «шейные позвонки» манекена более чем на треть превысило порог опасных нагрузок, а изгибающий момент оказался как раз на границе «красной» зоны. Так что травма шеи тоже очень вероятна!
Хорошо хоть, что с правым пассажиром ничего не должно случиться — конечно, если он пристегнут. Умеренная нагрузка на грудь от ремня — и все! Интересно, что «пассажир» в кивке достал головой до панели, но лишь «оцарапал» себе левый висок об угол козырька. Удар был неопасным: замедление — 45g, в три раза ниже, чем у «водителя».
Но самое интересное произошло, когда мы стали вести подсчет рейтинга безопасности при фронтальном ударе по методике EuroNCAP. Пока что рекордсмен здесь — седан Renault Symbol, который набрал 11 баллов из возможных 16. Лучшими из отечественных машин были вазовская «десятка» и Святогор — у них по 4 балла.
Сколько баллов наберет «девятка»?
Защита головы — ноль. Опасность для груди водителя велика, но умеренная нагрузка от ремня даже с учетом одного вычтенного балла пенализации за удар о руль позволяет начислить «девятке» 0,7 балла. Далее следует оценка защиты коленей и бедер. В принципе, нагрузки на них были неопасными — показания датчиков попадают в «зеленую» зону, за что полагается сразу 4 балла. Но в протоколе оценки предусмотрена пенализация за потенциально травмоопасные места под панелью, и они у «девятки» есть — один балл долой. Стало быть, за защиту коленей ВАЗ-2109 получает 3 балла. Суммируем, получаем 3,7 балла, округляем... Четыре балла!
И это при том, что за защиту голеней и ступней «девятка» не получает ничего — даже несмотря на невысокие нагрузки на «инструментальные голени» манекена. Ведь педаль сцепления смещена назад на 210 мм, а педаль тормоза — на 170 мм. А это грозит ступням травмами.
Кстати, в схожем случае с «десяткой» мы, например, вели расчет по смещению педали тормоза — тогда это позволило не лишать ВАЗ-2110 двух баллов и вывести оценку, адекватную уровню защиты. Если бы мы повторили это с «девяткой» и при оценке взяли в зачет 170 мм перемещения педали тормоза, то рейтинг и вовсе достиг бы пяти баллов!
Но делать этого мы не будем. Потому что ВАЗ-2110 по сравнению с «девяткой» все-таки безопаснее — водителю хотя бы не грозят смертельно опасные травмы головы и шеи, а седоки не «подныривают» под ремни: точки крепления расположены гораздо удачнее. Но «подныривание» методика EuroNCAP не оценивает...
Так что 4 балла для «девятки» — оценка даже несколько завышенная. Ведь хорошая защита ног в этой машине — не закономерность, а случайность: панель оторвалась от кузова и ушла вверх. Причем из-за этого в большей опасности оказалась голова водителя.
Впрочем, мы уже говорили о том, что при столь невысоких рейтингах защиты седоков при фронтальном ударе методика EuroNCAP позволяет сделать заключение лишь о том, более или менее опасен данный автомобиль при подобной аварии. И в сравнении трех машин с одинаковыми рейтингами — Святогор, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2109 — мы склонны отдать предпочтение первым двум автомобилям.
Но если сравнивать «девятку» с ижевской Одой или с вазовской «классикой», то ВАЗ-2109 с точки зрения защиты седоков однозначно предпочтительнее. Во многом, кстати, благодаря брусьям в дверях. А вот если этих труб в дверях «девятки» нет, то при серьезной аварии дело — труба...
Автор: Леонид Голованов
Взято с сайта АвтоРевю (http://www1.autoreview.ru)